Аппарат АВМ-5
Внешний вид аппарата.
Внешний вид аппарата представлен на рис.1
1. Легочный автомат (2-я ступень регулятора)
2. Оголовье
3. Переходник
4. Вентиль основной подачи воздуха
5. Хомуты
6. Плечевые ремни
7. Поясные ремни
8. Баллоны
9. Башмаки
10. Брасовый ремень
11. Дистанционное включение резервного запаса воздуха
12. Редуктор (1-я ступень регулятора)
13. Вентиль резервной подачи воздуха
14. Шланг легочного автомата
Аппарат состоит из следующих основных узлов: легочного автомата (1) рис.1,
редуктора (12), баллона с угольником (на рис.1 он слева), баллона с вентилем
(на рис.1 он справа), снизу на баллоны одеты резиновые башмаки (9), подвесной
системы (6), (7) и (10), двух хомутов (5), шланга легочного автомата. Баллоны
соединены между собой переходником (3), герметичность соединения достигается
с помощью резиновых уплотнительных колец.
К выходному штуцеру вентиля баллона крепится редуктор (12), соединенный шлангом
(14) с легочным автоматом (1). Герметичность соединения баллон-редуктор-шланг-автомат
достигается с помощью резиновых уплотнительных колец, различного диаметра.
Баллоны соединены двумя хомутами (5) с помощью болтов. Между баллонами установлены
два сухаря, предназначенные для обеспечения определенного зазора между баллонами.
С правой и левой сторон, нижних хомутов закреплены пряжки для крепления поясных
и плечевых ремней. К сухарю верхнего хомута крепятся плечевые ремни. К сухарю
нижнего хомута крепится брасовый ремень.
К боковым стойкам верхнего и нижнего хомутов, крепится дистанционное управление
резервом (11)
Технические характеристики аппарата АВМ-5
Рабочее давление в баллонах 200 ати (встречаются модификации с РРАБ = 150 ати).
Установочное давление редуктора 8 - 10 ати.
Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора 10 - 12 ати
Давление срабатывания перепускного клапана 40 - 60 ати
Емкость баллонов аппарата 7 л. (каждый).
Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами - 21 кг
Масса аппарата на воздухе с полными баллонами - 24,5 кг
Схема работы аппарата (автономный вариант)
Схема аппарата показана на рис.2
На схеме:
1; 2; 3; 4 - детали редуктора
5 - предохранительный клапан редуктора
6 - соединение правого и левого баллонов (переходник)
7; 8; 10; 11 - детали вентиля резервной подачи воздуха
9 - перепускной клапан
12; 13; 14; 15 - детали вентиля основной подачи воздуха
Вентиль основной подачи воздуха (15) открыт, вентиль резервной подачи воздуха
(10) закрыт, аппарат заряжен до рабочего давления.
При открытом клапане (12) вентиля (15) воздух, из левого баллона минуя перепускной
клапан (9) поступает в редуктор и далее в легочный автомат на вдох пловцу. Некоторое
время пловец дышит воздухом из левого баллона (баллон с уголком). Когда давление
в левом баллоне будет на 40 - 60 ати (давление регулировки перепускного клапана),
меньше чем в правом, вступает в работу перепускной клапан (9). Клапан под действием
давления воздуха из правого баллона открывается, и воздух одновременно из двух
баллонов поступает в редуктор. При этом за счет работы перепускного клапана
в баллонах будет поддерживаться разница давления в 40 - 60 ати. В правом баллоне
(баллон с вентилями) будет давление меньше, чем в левом. При работе аппарата
будет постоянно поддерживаться (за счет работы перепускного клапана) разница
давления в баллонах. Когда в левом баллоне давление будет приближаться к 0,
перепускной клапан под действием своей пружины начнет постепенно закрываться.
При этом пловец с каждым вдохом будет ощущать сопротивление, увеличивающееся
с каждым следующим вдохом. До полного окончания воздуха в левом баллоне можно
сделать 5 - 10 полных вдохов, далее воздух в левом баллоне кончится. Почувствовав
первые признаки сопротивления на вдохе необходимо правой рукой потянуть за рычаг
дистанционного включения резерва (рис.7).
При этом откроется вентиль резервной подачи воздуха и воздух из правого баллона
(в котором давление 40 - 60 ати), по каналам в обход перепускного клапана, будет
одновременно перетекать в левый баллон и будет поступать в редуктор и на вдох
пловцу. Характерный признак удачного открытия вентиля резервной подачи воздуха
- это шум перетекающего из баллона в баллон воздуха, и прекращение сопротивления
при вдохе. Когда давление в правом и левом баллонах уравняется, шум прекратится.
Давление в баллонах при этом (если перепускной клапан отрегулирован на 40 ати),
будет по 20 ати в каждом баллоне, или (если перепускной клапан отрегулирован
на 60 ати) будет по 30 ати в каждом баллоне. Воздух пловцу на вдох теперь будет
поступать одновременно из двух баллонов. Далее на этом резервном запасе воздуха
пловец начинает всплытие на поверхность.
Схема работы аппарата (неавтономный вариант)
Шланг подачи воздуха к аппарату крепится через специальный штуцер с обратным
клапаном, штуцер врезан в уголок левого баллона (на рисунке не показано).
В неавтономном варианте, левый баллон аппарата работает в качестве рессивера
(расширителя) для воздуха. В правом баллоне хранится резервный запас воздуха.
Воздух с поверхности по шлангу, под давлением 8-15 ати, подаётся в левый баллон
и далее сразу в редуктор и на вдох. В случае аварийной ситуации, водолаз отсоединяет
шланг подачи воздуха с поверхности, открывает резерв и начинает аварийный подъём
на поверхность.
В конструкции аппарата АВМ-5 отсутствует манометр высокого давления, по которому
в процессе погружения можно контролировать давление (запас воздуха) в баллонах.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
1. При использовании аппарата обязательно брать под воду водолазный компьютер
или часы. Зная, на какой глубине, вы плаваете и время, можно всегда примерно
определить, когда примерно нужно открывать резерв.
2. Никогда не использовать незнакомые (чужие) аппараты, предварительно не убедившись
в исправной работе системы резервной подачи воздуха.
3. Периодически в присутствии грамотного специалиста производить регулировку
и проверку резерва.
4. Изготовить переходник и использовать в комплекте с баллонами от АВМ импортный
регулятор с манометром.
Прилагаю чертежи вариантов (два варианта) переходника АВМ-5
- DIN (300 бар).
Схема работы редуктора
Схема редуктора представлена на рисунке 4 , и рисунке 5
1. Крышка редуктора
2. Поршень
3. Пружина редуктора
4. Уплотнительное кольцо
5. Накидная гайка
6. Корпус редуктора
7. Регулировочная гайка
8. Втулка
9. 10. 11. 12 Детали предохранительного клапана
При закрытом вентиле основной подачи воздуха, поршень редуктора (2) под действием
пружины (3), находится в верхнем положении. При этом клапан редуктора находится
в открытом положении. Когда вентиль основной подачи воздуха открыт, воздух проходит
через фильтр и поступает
в полость редуктора и в шланг легочного автомата, одновременно по каналу в корпусе
поршня воздух поступает в надпоршневое пространство. Когда давление в надпоршневом
пространстве сравняется с давлением регулировки пружины (установочное давление
редуктора), поршень начнет двигаться вниз, пружина будет сжиматься. В нижней
части поршня запрессован второпластовый клапан. При движении поршня вниз, клапан
садится на седло. И воздух перестаёт поступать в полость редуктора.
Когда пловец делает вдох, давление в полости редуктора и надпоршневом пространстве
понижается, и вновь под действием пружины поршень перемещается вверх и клапан
открывается.
В корпусе редуктора имеются отверстия. Отверстия выполнены таким образом, что пружина редуктора находится в воде. Следовательно, на поршень снизу давит не только пружина, но и вода. Давление воды меняется с глубиной. На глубине 10 м. Столб воды создаёт давление 1 ати, 20 м - 2 ати и т.д. Таким образом, при любой глубине погружения давление в полости редуктора на 8-10 ати больше чем давление окружающей среды (воды).
Если по какой-либо причине (неисправность и т. п) давление в полости редуктора повысится, то вступает в работу предохранительный клапан (давление регулировки 10-12 ати). Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, необходимо срочно начинать подъём на поверхность.
Схема работы лёгочного автомата
Схема лёгочного автомата представлена на рисунке 6.
1. Крышка лёгочного автомата с отверстиями
2. Кнопка принудительной подачи воздуха
3. Пружина кнопки принудительной подачи воздуха
4. Мембрана лёгочного автомата
5. Рычаг
6. Клапан автомата
7. Седло клапана
8. Пружина клапана
9. Сетчатый фильтр
10. Клапан выдоха
11. Корпус лёгочного автомата
12. Хомут крепления крышки
Когда водолаз делает вдох, в полости легочного автомата создается разрежение.
При этом мембрана (4) перемещается вниз и своим жёстким центром давит на рычаг
(5), рычаг, двигаясь вокруг своей оси, давит на клапан автомата, тот перекашивается,
отходит от седла (7) и открывает доступ потоку воздуха из шланга и полости редуктора
в полость легочного автомата и к водолазу на вдох, через загубник.
Когда водолаз делает выдох, мембрана (4) перемещается вверх, прекращает давить
на рычаг (5), клапан (6) под действием своей пружины садится на седло, доступ
воздуха из шланга в полость лёгочного автомата прекращается. Водолаз продолжает
делать выдох, в полости автомата создается давление и выдыхаемый воздух удаляется
через открытые (под действием давления) клапана выдоха в окружающую среду.
Снаружи, через отверстия в крышке (1), мембрану (4) давит вода. Следовательно,
в момент вдоха, воздух подаётся водолазу под давлением окружающей среды.
Вентиль
Конструктивно вентили основной и резервной подачи воздуха выполнены в одном корпусе (3) рис.8 .
Корпус вентиля вворачивается в баллон.
Устройство обоих вентилей аналогично, детали взаимозаменяемы. Различно только
расположение и конструкция маховиков.
При вращении маховика вентиля (15) рис.2, вращение через шпиндель (14) рис.2
и сухарь (13) рис.2, передается на клапан (12) рис 2, который отходит или садится
на свое седло.
Рабочая проверка акваланга
При эксплуатации любого акваланга, перед каждым спуском необходимо делать рабочую
проверку.
Проведение рабочей проверки не занимает много времени и не требует особых усилий.
Правильно выполненная рабочая проверка снаряжения позволит вам избежать многих
неприятностей.
1. Проверить давление в баллонах.
Для этого необходимо прикрепить вместо редуктора, контрольный манометр высокого
давления. Закрыть кран на манометре. Открыть вентиля основной и резервной подачи
воздуха. На манометре прочитать показания. Затем закрыть вентиля, открыть кран
на манометре высокого давления (стравить воздух из манометра), снять манометр.
2. Внешний осмотр.
А) Проверить комплектацию и правильность сборки акваланга (крепление редуктора,
легочного автомата, хомуты, ремни и т. д), можно взять акваланг за ремни и легко
встряхнуть.
Б) Подогнать ремни
3. Проверка на герметичность
А) Сухая.
При закрытых вентилях попытаться сделать вдох из легочного автомата. При этом
проверяется герметичность мембраны, клапанов выдоха, соединений. Все исправно
если вдох сделать не удается.
Б) Мокрая.
Открыть все вентиля. Легочный автомат поместить под баллон, и опустить баллон
в воду. При наличии пузырьков воздуха из-под соединений, акваланг неисправен.
4. Проверка работы перепускного клапана (резерва).
Открыть вентиль основной подачи воздуха, используя кнопку принудительной подачи
воздуха легочного автомата, стравить немного воздуха (примерно 20-30 сек.).
Далее открыть вентиль резервной подачи воздуха. При этом вы должны услышать
характерный шум перетекающего из баллона в баллон воздуха.
Данная проверка не определяет величину срабатывания перепускного клапана. Проведя
все действия вы убеждаетесь, что у вас в акваланге исправный перепускной клапан
и как следствие существует резерв.
Регулировки акваланга АВМ-5
1. Регулировка установочного давления редуктора
2. Регулировка срабатывания предохранительного клапана редуктора
3. Регулировка легочного автомата
4. Регулировка работы перепускного клапана (резерва)
Регулировка установочного давления редуктора (8-10 ати)
1. Замер величины установочного давления.
Отсоединить легочный автомат.
К шлангу присоединить контрольный манометр (0-16 ати).
Закрыть кран на контрольном манометре.
Открыть вентиль основной подачи воздуха.
Замерить давление (8-10 ати).
Закрыть вентиль основной подачи воздуха.
Открыть кран на контрольном манометре (стравить воздух)
2. Регулировка.
Открутить крышку редуктора (1) рис.4
Вытащить поршень (2) рис.4 . Для этого в отверстие с резьбой в верхней части
поршня ввинтить съемник (или подобрать винт) и дернуть за съемник. Далее поршень
легко можно вытащить. Пользоваться отверткой, и пытаться подцепить поршень за
край - не рекомендуется.
Для увеличения установочного давления, необходимо сжать пружину редуктора (3)
рис.4
Для уменьшения - пружину необходимо ослабить.
Выпускались два вида редукторов.
В первом случае для регулировки установочного давления необходимо под пружину
(3), подкладывать или убирать специальные регулировочные шайбы.
Во втором случае необходимо перемешать регулировочную гайку (7) по резьбе втулки
(8) рис.4.
И в том и в другом варианте смысл всех действий это сжать или разжать пружину
(3)
Далее редуктор собирается и производится опять замер установочного давления.
Манипуляции по регулировке и замеру производятся до тех пор, пока значение установочного давления не будет равно 8-10ати.
Регулировка срабатывания предохранительного клапана (10-12 ати)
Все инструкции по эксплуатации аквалангов АВМ рекомендуют регулировку срабатывания
предохранительного клапана проводить на ремонтно-контрольной установке (РКУ).
Предохранительный клапан навинчивается на специальный штуцер на РКУ. К клапану
подается давление, и усилием сжатия пружины (11) рис.5 клапан настраивается
на нужное давление.
На практике регулировку выполняют несколько иным способом.
1. Отрегулировать редуктор на установочное давление
2. Открутить контргайку на предохранительном клапане
3. Медленно вращая корпус клапана (12) рис.5 против часовой стрелки, добиться
положения, при котором клапан начинает срабатывать.
4. Закрутить корпус клапана (12) на пол оборота по часовой стрелке, при этом
клапан прекратит травить воздух.
5. Закрутить контргайку.
Таким образом, мы отрегулируем клапан на давление открытия, которое будет несколько больше установочного давления (на 0,5-2 ати)
Регулировка легочного автомата
В инструкции по эксплуатации акваланга написано, что легочный автомат не подлежит
регулировке.
На практике регулировку легкости дыхания (сопротивления на вдохе) можно осуществлять
подгибом рычага (5) рис.6. При подгибе рычага меняется расстояние между мембраной
(4) и рычагом (5) рис.6 , чем больше расстояние, тем больше сопротивление при
вдохе. Следует обратить внимание, что если легочный автомат отрегулирован правильно,
то при помещении его в воду, загубником вверх будет произвольно выходить воздух.
Если легочный автомат повернуть загубником вниз (как показано на рис.6),воздух
перестает выходить.
Регулировка работы перепускного клапана (резерва)
1. Замер давления регулировки перепускного клапана.
При замере данной величины необходимо зарядить аппарат до давления не менее
80 ати.
Отвернуть редуктор и легочный автомат.
При закрытом вентиле резервной подачи воздуха, открыть вентиль основной подачи
воздуха.
Стравить воздух.
Когда воздух перестанет выходить, прикрутить к штуцеру (вместо редуктора) контрольный
манометр высокого давления (0-250 ати).
Закрыть кран на манометре.
Манометр должен показывать 0 ати.
Далее, открыть вентиль резервной подачи воздуха, и подождать пока давление в
баллонах сравняется (будет слышан характерный шум перетекающего воздуха).
Давление, которое покажет манометр, будет соответствовать давлению резервного
запаса воздуха.
Умножив, полученную величину на 2, получим давление срабатывания перепускного
клапана.
Давление резервного запаса воздуха должно быть в пределах 20-30 ати, соответственно
давление срабатывания перепускного клапана должно быть в пределах 40-60ати.
2. Регулировка
Если результаты замера покажут необходимость регулировки.
Стравить остатки воздуха из баллонов.
Ослабить хомуты (5) рис.1
Ослабить накидные гайки переходника (3) рис.1 (можно использовать газовый ключ).
Раздвинуть баллоны и снять переходник (3)
В месте крепления переходника (3) к баллону с вентилями, откроется доступ к
регулировочной гайке перепускного клапана.
Сжимая или разжимая пружину перепускного клапана, с помощью регулировочной гайки
- изменить настройку. Если необходимо увеличить давление регулировки то сжать
пружину (повернуть гайку по часовой стрелке), если уменьшить - разжать пружину.
3. Собрать баллон.
4. Зарядить до 80 ати.
5. Произвести замер.
6. Повторить регулировку если необходимо.
Уплотнительные кольца и смазка аппарата
Для обеспечения герметичности соединений, в аппарате используются резиновые
уплотнительные кольца различных диаметров.
Для предотвращения "засыхания", кольца необходимо смазывать. Для смазки
используется технический вазелин (ЦИАТИМ 221), или его заменители.
Смазываемое кольцо необходимо поместить в смазку, выдержать некоторое время
(5-10 мин.), после этого очистить от излишков смазки и установить на место.
Кроме того в аппарате смазываются трущиеся детали редуктора (поршень). Наносится
смазка и затем удаляются ее излишки.
Периодичность проверок аппарата.
Рабочая проверка - перед каждым спуском
Малая проверка (проверка всех регулировок, смазка уплотнительных колец) - перед
началом сезона
Полная проверка (малая проверка + полная разборка и сборка) - при получении
со склада, в случае сомнения в испраности, после длительного хранения