Аппарат открытого цикла «Украина».

 

Этот воздушный аппарат разработан для спортивных целей в 1958 году конструктором А.И. Гнаммом и является единственным отечественным аквалангом не имеющим редуктора. Такая конструкция является опасной для применения. Неоднократные несчастные случаи  ограничили его применение. Помимо этого материал баллонов выбран   неудачно, многие из них  не выдерживали периодических гидравлических испытаний. Однако конструкция акваланга оригинальна и  выбранные конструктивные решения являлись новаторскими для своего времени.  

 

Технические характеристики

 

Рабочее давление – 150 ати или 200 ати

Безредукторный аппарат

Предохранительный клапан  - отсутствует

Общий запас воздуха в баллонах - 1500 литров

Резервный запас воздуха - 300 литров при 30 ати

Вес аппарата с пустыми баллонами - 14 кг

Вес с полными баллонами - 15,8 кг

Плавучесть в пресной воде:

- с пустыми баллонами  - отрицательная -1,2 кг

- с полными – отрицательная  - 2,2 кг.

Максимальная глубина погружения  - 40 метров.

 

Аппарат (рис.1) имеет два воздушных баллона (7), тройник(4), дыхатель­ный автомат (10), мундштучную коробку (2) с трубками вдоха (1) и вы­доха (3). Части аппарата скреплены при помощи панели и хомутов (4), к которым прикреплены плечевые (5) и поясной ремни (6).

 

рис. 1

 

Воздушные баллоны имеют емкость 5 л каждый и рассчитаны на давление 150 ати. Первоначально на аппарате «Украина» устанавливались баллоны емкостью 4 и даже 2 л с рабочим дав­лением 200 ати. На каждом из баллонов установлен запорный вентиль. Корпус вентиля (9) ввернут на свинцовом глете в горло­вину баллона (рис.2)

 

Внутри  корпуса  находится  винтовой  клапан (6),  который перекрывает  воздушный  канал из баллона. Открытие и закрытие, баллона производятся вращением маховика (1), который одевается на шпиндель (4).

При вращении маховика вместе с ним вращается шпиндель, который, а свою очередь, вращает сухарь (5), входящий своими выступами в вырезы шпинделя и винтового клапана.

Снизу в корпус вентиля ввернута трубка (8) с отверстиями, служащая для предотвращения попада­ния в вентиль окалины, которая   может отслаиваться от внутренних стенок бал­лона.

 

Тройник    аппарата (5)  соединяет воздушные баллоны с дыхательным автоматом. Он имеет корпус с двумя ножками и штуцер, используемый при зарядке аппарата и установке контроль­ного манометра.

В корпусе имеется отверстие, которым тройник на­девается на штуцер дыхательного автомата. Впервые в практике проектирования воздушных аппаратов применены самоуплотняющиеся соединения (рис.3), имеющие пластмассовую манжету (4). Такие соединения позволяют отвертывать накидные гайки (1) тройника и завертывать их на штуцеры  (2) баллонов  рукой.       

 

                      

 

Дыхательный автомат воздушного аппарата  «Украина» имеет оригинальную конструкцию. Он является одноступенчатым, т.е. понижающим давления сжатого воздуха, поступающего из баллонов, сразу до давления, равного давлению окружающей среды. Автомат этого аппарата похож по устройству на автомат аппарата АВМ-1М и имеет круглый корпус, разделенный резиновой мембраной на внешнюю и внутреннюю полости. Во внешней полости расположен резиновый лепестковый клапан, а во внутренней рычаги автомата и свисток указателя минимального давления.

1 – патрубок выдоха; 2 – клапан вдоха; 3 – верхний рычаг; 4 – крышка корпуса; 5 – свисток; 6 – крышка мембраны; 7 – мембрана; 8 – нижний рычаг; 9 – регулировочный винт; 10 – разъёмный хомут; 11 – соединительный винт; 12 – корпус; 13 – пружина свистка; 14 – втулка; 15 – шпилька; 16 – седло клапана; 17   –моноблок; 18 – игла клапана; 19 – клапан; 20 – центрующая вставка; 21 – пружина седла; 22 – сетчатый фильтр; 23 – регулировочная гайка; 24 – хвостовик; 25 – гайка -заглушка; 26 – канал к штоку указателя; 27 – манжета; 28 – шток указателя; 29 – пружина штока; 30 – регулировочная гайка; 31 – винт; 32 – пружина оси свистка; 33 – ось свистка; 34 – рукоятка; 35 – патрубок вдоха; 36 –  резиновое кольцо; 37 – корпус штока.

При вдохе и выдохе автомат работает точно так же, как и автомат аппарата АВМ-1М: открытие и закрытие его клапана ( 19 ), имеющего иглу ( 18 ), осуществляется рычагами, нажимающими на шпильку ( 15 ), которая, в свою очередь, нажимает на иглу клапана.      В присоединенном к корпусу автомата моноблоке, кроме клапана, находится устройство звукового указателя минималь­ного давления. Указатель перед использованием аппарата взводится с помощью рукоятки (34), поворачивающей свисток на его оси. Для взведения рукоятку указателя поворачивают и, удер­живая ее, открывают вентили воздушных баллонов. При этом воздух, проходя по каналу ( 26 ) указателя, нажимает на манжету, которая выдвигает шток ( 28 ), а последний заходит за выступ на рукоятке и удерживает указатель в нужном положений. С па­дением давления до 30—50 ати пружина ( 29 ) выведет шток из зацеп­ления с уступом рукоятки. Свисток под действием своей пружи­ны ( 13 ) придет в соприкосновение с выходным отверстием, через которое, воздух поступает во внутреннюю полость автомата (положение показано на рис. 4). Тогда при каждом вдохе подводник будет ясно слышать свист, предупреждающий об окончании рабочего запаса воздуха в баллонах. Свисток издает настолько отчетливый  звук, что его слышат не только сам подводник, но и близко находящиеся его напарники.

В последних образцах аппарата заменена конструкция штока минимального давления: его корпус ввинчивается в моноблок и манжета заменена резиновым кольцом. Действия штоков указателей обоих типов аналогичны и приведено на рис 4 слева.

 

Регулировка автомата (см. рис. 4) осуществляется с по­мощью следующих элементов: изменение положения рычагов достигается регулировочным винтом ( 9 ) на нижнем рычаге, степень сжатия пружин клапана автомата и указателя минимального давления регулировочными гайками ( 23,30 ).

 

Регулировка аппарата заключается в установке  положения рычагов дыхательного автомата при помощи винта, а также в установке давления срабатывания указателя минимального давления.

Положение рычагов дыхательного автомата устанавливается при помощи винта  9 ( рис.4 ). При этом выставляется зазор между верхним краем рычага 3 и плоскостью мембраны 7. В горизонтальном положении  дыхательного аппарата  он должен составлять 2-3 мм. Для установки давления срабатывания указателя минимального давления отворачивается гайка-заглушка 25, а вместо нее вворачивается манометр ( рис.5 ) без ножки 5. Давление срабатывания указателя регулируется при помощи гайки 30 и должно составлять 30-50 ати.

 

Мундштучная коробка с дыхательными труб­ками  имеет то же назначение, что и у аппарата  АВМ – 1 М, однако имеет резьбовую накидную гайку, которая может быть соединена к штуцеру шлема гидрокостюма. В спортивном варианте мунштучная коробка имеет пластиковый корпус, к которому соединены  гофрированные трубки  и загубник. В таком варианте имеется также клапан, при помощи которого можно перекрыть доступ  воды в мунштучную коробку при случайном попадании ее в воду.

  

Контрольный манометр (рис. 5) придается к каждому аппарату для замера давления воздуха в баллонах и для регулировки указателя минимального давления. Для присоединения к отводу вентиля баллона манометр имеет ножку с накидной гайкой (3) и самоуплотняющимся соединением такого же устройства, как и у тройника аппарата. Накидную гайку отворачивают пос­ле того, как закроют вен­тиль баллона и снимут давление воздуха в ма­нометре при помощи  вин­та (2)  на ножке. При   регулировании   указателя  ми­нимального давления ножку отворачивают, и манометр гайкой крепят к дыхательному  авто­мату.

Контрольный   мано­метр не рассчитан на ра­боту в воде, и поэтому перед спуском в воду его обязательно нужно снимать с аппарата.

 

  

Рекомендации. Аппарат  компактный, удобный для непродолжительных погружений на водоёмах и в бассейне. Существенным недостатком является увеличение сопротивления дыханию по мере расходования воздуха и уменьшении давления в баллонах. Использование в заводском исполнении из-за конструктивных недостатков и  старости имеющихся аппаратов не рекомендуется.

Возможно применение в качестве источника воздуха с использованием переходников для установки более современных редукторов и легочных автоматов. Однако перед использованием в таком варианте баллоны должны пройти освидетельствование из-за неудачно выбранного материала для их изготовления.  Хорошо зарекомендовал переделанный редуктор АВМ-1М с дыхательным  автоматом от  Украины-2. При изготовлении соответствующих переходников возможна эксплуатация импортных редукторов и дыхательных автоматов.

Литература:

1). . И.В.Меренов  Легководолазное дело. Издательство «Транспорт», Москва – 1969.

 

Александр Якшин

 

Hosted by uCoz