Назад

Аппарат АВМ-1М

Аппарат предназначен для автономных спусков под воду на глубины до 40 метров.

Технические характеристики

Рабочее давление - 150 ати;
Установочное давление редуктора - 5-7 ати;
Давление срабатывания предохранительного клапана - 9-11ати;
Давление резервного запаса воздуха - 30 ати
Емкость баллонов - 2 по 7 литров
Запас воздуха в баллонах 2 по 7 литров на 150 ати = 2100 литров
Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами - 20,8 кг;
Масса аппарата на воздухе с полными (заправленными до рабочего давления 150 ати) баллонами - 23,5 кг;
Плавучесть в пресной воде:
- с пустыми баллонами - положительная - 0,6 кг
- с полными баллонами - отрицательная - 2 кг
Резьба зарядного штуцера: трубная ?"

Описание аппарата

Аппарат АВМ-1м состоит из следующих основных частей (рис.1)

(1), (4) гофрированные трубки вдоха и выдоха
(2) загубник
(3) мунштучная коробка
(5) оголовье
(6) вентиль подачи воздуха
(7) плечевые ремни
(8) хомут крепления баллонов
(9) ремень для соединения плечевых ремней
(10) пенопластовая вставка
(11) пряжки для крепления ремней
(12) поясной ремень
(13) пряжка поясного ремня
(14) карабин крепления брасового ремня
(15) брасовый ремень
(16) баллоны
(17) шланг манометра высокого давления
(18) манометр высокого давления и указатель минимального давления
(19) зарядный штуцер
(20) редуктор и легочный автомат

Аппарат АВМ-1м имеет два баллона по 7 литров, баллоны скреплены хомутами, в горловину каждого баллона на свинцовом глёте ввёрнут угловой штуцер с трубками высокого давления и накидными гайками. Запорный вентиль установлен на трубопроводе высокого давления, соединяющем баллоны аппарата, и крепится к нему накидными гайками. К запорному вентилю на специальную площадку крепится редуктор и легочный автомат. К штуцеру запорного вентиля присоединен шланг высокого давления, идущий к зарядному штуцеру и далее к указателю минимального давления с манометром.
Для увеличения плавучести аппарата между баллонами устанавливается пенопластовая вставка. В более поздних выпусках - пенопластовой вставки нет.
Для одевания аппарата на спину водолаза имеются ремни: плечевые, поясные, брасовый.

Баллоны

Аппарат комплектуется цилиндрическими баллонами ёмкостью 7 литров. Баллоны выполнены из легированной стали и рассчитаны на рабочее давление 150 кгс/см2 .
Каждый баллон имеет клеймо, на котором указывается следующая информация:
товарный знак завода изготовителя,
месяц и год изготовления баллона,
год следующего гидравлического испытания (1 раз в 5 лет),
рабочее давление в ати,
проверочное давление в ати (1,25 от рабочего),
фактическая ёмкость баллонов в литрах,
номинальная ёмкость баллона в литрах,
масса баллона без вентиля,
номер баллона,
клеймо ОТК.

Устройство и работа запорного вентиля. (рис.2)

Принцип действия и основные детали всех запорных вентилей любых аппаратов - аналогичны. Различие может быть в конструктивном выполнении корпуса, маховика, материале и размерах деталей.

Вентиль состоит из корпуса (8), запорного клапана (3), шпинделя (5), пробки (9), сухаря (4), маховика (6), маховик удерживается на шпинделе гайкой с пружиной.

Вентиль аппарата АВМ-1М имеет четыре штуцера (1). К верхнему, с помощью болта и двух второпластовых прокладок-колец (смотри рисунок 2), крепится редуктор и легочный автомат. К нижнему, присоединяется латунная трубка высокого давления, идущая к зарядному штуцеру и указателю минимального давления с манометром. К правому и левому штуцерам (на рисунке не показаны), крепятся накидными гайками трубки высокого давления от баллонов.

При вращении маховика (6) против часовой стрелки, вращение передаётся через шпиндель (5) и сухарь (4) на клапан (3). Клапан (3)т вывертывается и открывает доступ воздуха из баллонов к редуктору с легочным автоматом, и одновременно к зарядному штуцеру и указателю минимального давления. При вращении маховика по часовой стрелке клапан (3) садится на седло и доступ воздуха из баллонов прекращается.

Для установки редуктора и легочного автомата на корпусе вентиля предусмотрена площадка (видна на рисунке). В площадке имеются два отверстия, в которых нарезана резьба и ввернуты регулировочные винты. Винты регулируют установку редуктора относительно площадки.

Принцип действия и устройство легочного автомата и редуктора (рис.3)

Детали редуктора:
(17) переходник,
(16) сетчатый фильтр,
(18) клапан редуктора с фторопластовой вставкой,
(15) двухплечевой рычаг,
(14) мембрана редуктора,
(13) толкатель,
(12) пружина толкателя,
(11) регулировочная гайка,
(10) предохранительный клапан,
(9) регулировочная гайка и пружина предохранительного клапана.

Детали легочного автомата:
(1) штуцер для присоединения гофрированного шланга выдоха,
(3) крышка корпуса легочного автомата,
(4) лепестковый клапан выдоха,
(6) мембрана легочного автомата с жестким центром,
(2) нижний рычаг легочного автомата,
(7) верхний рычаг легочного автомата,
(8) штуцер для присоединения гофрированного шланга вдоха,
(5) гайка и шайба для крепления мембраны редуктора,
(22) регулировочный винт верхнего рычага,
(21) седло клапана легочного автомата,
(20) клапан легочного автомата с пружиной,
(19) регулировочная гайка.

При закрытом запорном вентиле под действием своей пружины, толкатель, двигаясь влево, давит на двухплечевой рычаг, рычаг поворачивается по часовой стрелке вокруг своей оси, при этом клапан редуктора находится в свободном состоянии. После открытия запорного вентиля (рис4-а)

воздух открывает клапан и заполняет полость редуктора до тех пор, пока мембрана редуктора, выгибаясь вверх, не повернет двухплечевой рычаг вокруг своей оси, против часовой стрелки (рис.4-б).

Двухплечевой рычаг повернется, когда давление в полости редуктора сравняется с давлением регулировки пружины толкателя (установочное давление 5-7 ати). При этом двухплечевой рычаг своим верхним рычагом давит и закрывает клапан редуктора, а нижним рычагом перемещает толкатель вправо и сжимает пружину. Таким образом, в полости редуктора воздух находится под установочным давлением.
При вдохе (рис.4-в)

во внутренней полости лёгочного автомата создаётся разрежение, мембрана автомата прогибается и давит на верхний рычаг. Верхний рычаг давит на нижний, а тот в свою очередь площадкой своего регулировочного винта давит на шток клапана легочного автомата. Клапан сжимает свою пружину и открывает доступ воздуха из полости редуктора в полость легочного автомата и далее к пловцу.
При окончании вдоха (рис.4-г),

прогиб мембраны легочного автомата уменьшается, ослабевает давление на рычаги, и клапан автомата под действием своей пружины закрывается (садится на седло). Одновременно падает давление в полости редуктора, вступает в работу толкатель с пружиной, открывается клапан редуктора, и воздух из баллонов поступает в полость редуктора до достижения установочного давления.
В случае неисправности редуктора и повышении в нем давления выше установочного, вступает в работу предохранительный клапан. Пружина предохранительного клапана сжимается, клапан отходит от седла, и излишки воздуха вытравливаются в воду. Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, водолаз должен немедленно приступить к подъёму на поверхность.

Для того чтобы сделать вдох, водолаз должен создать определенное разрежение над мембраной легочного автомата (примерно 50 мм. водного столба). На величину разрежения (сопротивления дыханию) влияет и расположение легочного автомата. При определении величины сопротивления при вдохе следует учитывать разницу между легочным автоматом и центром легких водолаза. Эта величина будет изменятся, в зависимости от положения водолаза. При вертикальном положении водолаза, когда центр легких и легочный автомат находятся почти на одном уровне, сопротивление возникающее из-за разности гидроститических давлений, незначительно. При горизонтальном положении (при плавании), легочный автомат находится выше центра легких, водолаз при вдохе преодолевает механическое сопротивление аппарата и сопротивление равное разности гидростатического давления на уровнях центра легких и расположения дыхательного автомата. При работе водолаза в положении на спине, вдох производится с незначительным сопротивлением. А при выдохе сопротивление возрастет, так как легочный автомат находится ниже центра легких.
Данная проблема отсутствует в аппаратах с разнесенными ступенями редуцирования (Украина-2, АВМ-5).

Рекомендация
Часто при эксплуатации АВМ-1м из-за халатности или невнимательности, легочный автомат деформируется и выходит из строя. В этом случае необходимо удалить остатки легочного автомата, как показано на рисунке 5.

Изготовить переходник ввернуть его в редуктор. Место для переходника обозначено литерой "А". К переходнику присоединить легочный автомат от АВМ-5 или от аппарата Украина-2. Резьба в месте присоединения к редуктору должна иметь не менее 5 полных витков. Резьба снаружи подбирается в зависимости от имеющегося шланга легочного автомата.
Между изготовленным штуцером и шлангом легочного автомата можно установить тройник для шланга компенсатора или октопуса.
Данная конструкция использовалась автором в течение нескольких сезонов, и до сих пор используется многими пловцами, не имеющими возможность приобрести новое снаряжение.

Зарядный штуцер (рисунок 8)

При зарядке аппарата сжатым воздухом, к зарядному штуцеру крепится зарядная трубка от компрессора (фильтра). Зарядный штуцер расположен и закреплен на верхнем хомуте левого баллона (смотри рис.1 поз.19), штуцер соединен латунной трубкой с запорным вентилем. К зарядному штуцеру снизу присоединен шланг высокого давления, идущий к указателю минимального давления.
В корпусе штуцера вставляется седло (4) в которое вставляется возвратный клапан (3) с пружиной (2). Снаружи на зарядный штуцер навернута заглушка (7) с прокладкой (8). Существуют модификации аппарата у которых зарядный штуцер не снабжен возвратным клапаном.

Для зарядки аппарата необходимо:
1. При закрытом запорном вентиле, открутить заглушку (7). Предварительно необходимо убедится что бы манометр указателя минимального давления показывал "0"
2. Прикрутить к зарядному штуцеру трубку подачи воздуха от компрессора
3. Открыть запорный вентиль
Воздух из компрессора или транспортного баллона поступит в зарядный штуцер далее пройдёт через фильтр (5) зарядного штуцера, отожмёт возвратный клапан и через открытый запорный вентиль начнёт поступать в баллоны аппарата.
После прекращения подачи воздуха от компрессора, возвратный клапан под действием своей пружины (2) закроется.

Указатель минимального давления с манометром (рис.7)

Указатель минимального давления и соединенный с ним манометр служат для контроля за расходованием воздуха из баллонов аппарата. В прозрачной воде можно пользоваться манометром, в мутной воде или ночью - указателем минимального давления.
Указатель (корпус указателя) крепится к левому (рис.1) плечевому ремню. Для крепления указателя используется специальный держатель, который позволяет водолазу вращать указатель для удобства съема показаний.
Корпус указателя имеет каналы, идущие к манометру и к диафрагме указателя.
Указатель минимального давления взводится перед открытием запорного вентиля. Для того чтобы взвести указатель, необходимо нажать пальцем на головку штока указателя (5) рис.7, и удерживать её, затем открыть запорный вентиль. После открытия вентиля воздух высокого давления проходит по латунной трубке к зарядному штуцеру, а затем по резиновому шлангу высокого давления поступает к указателю минимального давления и к манометру. Под давлением воздуха диафрагма (10) указателя прогибается и, преодолевая усилие пружины, перемещает стопорный шток (8), который входит за выступ взведенного штока указателя (5). После этого можно перестать удерживать головку штока указателя, указатель останется во взведенном положении. Когда давление в баллонах приблизится к резерву (30 ати), пружина стопорного штока начнет перемещаться и указатель с небольшим щелчком, под действием своей пружины (6) выйдет из зацепления. Щелчок можно услышать в воде. Периодически ощупывая указатель, можно определять в каком положении находится шток указателя. И, следовательно, определить, когда наступит резервный запас воздуха. Далее давление нужно контролировать по манометру.

Регулировки аппарата АВМ-1м

- Регулировка установочного давления редуктора;
- Регулировка срабатывания предохранительного клапана;
- Регулировка срабатывания указателя минимального давления;
- Регулировка рычагов легочного автомата (сопротивления при вдохе);
- Регулировка клапана легочного автомата.

Регулировка установочного давления редуктора

Перед регулировкой необходимо замерить величину установочного давления редуктора.
Для замера необходимо:
- установить редуктор на аппарат;
- закрыть запорный вентиль;
- вместо заглушки легочного автомата (19а) рис.3, установить контрольный манометр;
(схема крепления контрольного манометра к редуктору показана на рисунке 9

, внешний вид контрольного манометра показан на рисунке 11)


- открыть запорный вентиль;
- прочитать показания на контрольном манометре.

Приступить к регулировке, если необходимо (установочное давление редуктора 5-7 ати):
- выкрутить корпус предохранительного клапана;
- специальным ключом или отверткой откручивать или закручивать регулировочную гайку (11) рис.3, регулировочная гайка сжимает или разжимает пружину толкателя (12), если сжимает - установочное давление увеличивается, если разжимает - уменьшается;
- установить предохранительный клапан на место;
- произвести замер установочного давления;
- если получившаяся величина отличается от требуемой, приступить вновь к регулировке;

Регулировка срабатывания предохранительного клапана

В инструкции по эксплуатации аппарата АВМ-1м при регулировке предохранительного клапана требуется использование ремонтно-контрольной установки (РКУ-2). Ремонтно-контрольная установка показана на рисунке 10.

Предохранительный клапан выворачивается из редуктора, прикручивается к штуцеру РКУ-2, и далее производится регулировка (регулировочной гайкой (9) рис.3, изменяется степень сжатия пружины клапана). На практике, в полевых условиях, не всегда под рукой имеется РКУ.

При отсутствии РКУ, рекомендую проводить регулировку, следующим образом:
- установить контрольный манометр как в регулировке установочного давления;
- снять крышку легочного автомата (3) рис.3
- вытащить мембрану легочного автомата (6);
- откинуть рычаги (2) и (7);
- открыть запорный вентиль;
- рукояткой отвертки или ключом надавить на гайку (5), когда начнет срабатывать предохранительный клапан, на контрольном манометре прочитать показания;
- если показания отличаются от требуемых (9-11 ати), приступить к регулировке (сжимать или разжимать пружину клапана);
- после регулировки, собрать редуктор и легочный автомат.

При отсутствии контрольного манометра, и правильно отрегулированном установочным давлением редуктора регулировку можно произвести следующим образом:

- открыть запорный вентиль;
- медленно вращать против часовой стрелки, регулировочную гайку (9) рис.3;
- когда предохранительный клапан начнет работать, зафиксировать этот момент;
- сделать ? оборота по часовой стрелке
- закрутить контр гайку.

Регулировка положения рычагов легочного автомата (сопротивления при вдохе)

Расстояние между верхним рычагом (7) рис.3 и мембраной (6), определяет величину сопротивления при вдохе.

- снять крышку легочного автомата (3) рис.3;
- вытащить мембрану легочного автомата (6);
- вместо мембраны, на корпус положить линейку, расстояние между линейкой и верхним рычагом должно быть примерно 3 мм.;
- вращая регулировочный винт нижнего рычага (22), добиться нужного положения рычагов и мембраны;
- собрать легочный автомат.

Регулировка клапана легочного автомата (расхода воздуха)
Клапан легочного автомата (20) рис.3 на поверхности должен обеспечивать расход воздуха равный 30 литров в минуту.

Регулировку производят на РКУ-2, с помощью реометра-манометра.

На практике можно сделать так:
- открутить заглушку легочного автомата (19а) рис.3;
- полностью вывернуть регулировочный винт (19);
- медленно вворачивая винт (19), установить момент, когда пружина клапана легочного автомата начнет сжиматься;
- сделать три полных оборота винтом (19);
- привернуть заглушку (19а).

Регулировка срабатывания указателя минимального давления

Шток указателя минимального давления должен срабатывать при остаточном давлении в баллонах 30 ати.

Перед регулировкой проводится замер срабатывания указателя:
- взвести указатель;
- открыть запорный вентиль (при данной проверке баллон должен быть заряжен не менее 50 ати);
- убедится что указатель взведен;
- закрыть запорный вентиль;
- медленно делать вдох, контролируя показания манометра на указателе;
- при 30 ати указатель должен сработать.

Если указатель не срабатывает при 30 ати, приступить к регулировке:
- стравить давление;
- вывернуть корпус указателя (1) рис.7;
- сжимать или разжимать пружину штока (8), регулировочной гайкой (3) рис.7;
- собрать указатель;
- провести замер/

Рекомендации

Для эксплуатации баллонов аппарата АВМ-1м с импортными регуляторами необходимо изготовить переходник. Чертеж переходника представлен в разделе чертежи.

Hosted by uCoz